В рамках школьного социального проекта «Возродим утраченную любовь к чувашскому языку и культуре родного края»,

                       Открытое внеклассное занятие учителя чувашского языка и литературы Ю.Е.Кузьминой, в рамках школьного социального проекта «Возродим утраченную любовь к чувашскому языку и культуре родного края», прошло участием обучающихся 6а и 5а классов, родителей и почетного гостя Фомирякова Николая Андреевича, знатока чувашской истории и культуры, чувашских музыкальных инструментов.

Знакомство с древнейшим чувашским народным художественным промыслом - изготовлением игрушек, свистулек, музыкальных инструментов, стало для участников самым интересным внеклассным занятием на чувашском языке и в рамках «Нетрадиционных уроков чувашского языка и литературы».

 Николай Андреевич принес много разнообразных чувашских народных инструментов. Дети смогли рассмотреть вблизи и услышать звучание каждого инструмента.Многие впервые увидели и потрогали чувашские музыкальные инструменты, согретые теплом человеческих рук, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими современными детьми всевозможные свистульки.

Между тем, свистулька — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать…

Как рассказал гость: «В старину в каждой чувашской деревне мастерили скрипки, дудки, свистульки. Сейчас в моём домашнем музее более 20 разновидностей музыкальных инструментов, сделаны они из природного материала - борщевика, бамбука, коровьих рогов, дерева. И я счастлив от мысли, что всё это останется моим внукам, правнукам, последующим поколениям»…

IMG 1319  

Наглядность, доступность, красочность, занимательность, коллективность выполнения работ сегодня способствовали превращению внеклассного занятия по чувашскому языку и литературе в светлый радостный процесс для обучающихся, который развивал речь, пополнял словарный запас, побуждал интерес, развивал чувство уважения к традициям чувашского народа.

Проведение занятия на чувашском языке способствовало созданию атмосферы интереса и увлеченности, творчества и понимания важности сохранения традиций культуры родного края, изучения родного языка.

СПРАВКА. В целях реализации Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике»,  выявления лучших практик среди классных содружеств школы, выявления талантливых и одаренных детей, владеющих чувашским языком, организации системной работы с ними, проведение внеклассного занятия позволило вместе с участниками внеклассного занятия сформулировать основные задачи поиска таких технологий, при которых каждый участник проекта раскроет свою индивидуальность, свои способности в изучении и возрождении родной культуры.

Несомненно, это традиции встречи фольлорным ансамблем школы почетных гостей «Хлебом – солью», работа наших школьных музеев Этнографии и Этнопедагогики, традиции чувашской песни и стихов, старинные сундуки с чувашскими вышивками, атрибутами одежды, чувашский национальный костюм, Чувашская национальная кухня, изучение флоры и фауны Чувашской Республики, участие в олимпиадах и дистанционных конкурсах по КРК и мн. др. 

 

В завершении мероприятия гости отметили: «Чувашская земля талантами богата, талантами сильна. В Красноармейском  районе есть такие люди, благодаря которым развивается чувашский язык, культура. Ваши учителя готовят победителей и призеров региональной олимпиады по чувашскому языку и литературе. Обучать родному слову, но и прививать им любовь к своему народу надо не только на уроках в школе, но и в семье. Отрадно, что в вашей школе работа по сохранению и развитию национальных традиций, родного языка и культуры ведется целенаправленно».

В ответном слове участники внеклассного занятия поблагодарили учителей чувашского языка и литературы школы за внимание не только к своим предметам, но и совместному коллективному творчеству, когда чувашский язык помогает в сохранении неповторимости культуры, истории и традиции чувашского народа.