Участники образовательного маршрута «Ночь в музее» 1-а,1-б,2а классов, на Контрольном Пункте «Машина времени»,

                 Участники образовательного маршрута «Ночь в музее» 1-а,1-б,2а классов, после всех уроков, на Контрольном Пункте «Машина времени», перенеслись в далекое прошлое чувашского народа с Волковой Любовь Яковлевной, которая пришла не с пустыми руками, а со своими драгоценными экспонатами древности.

                  Л.Я.Волкова, ветеран труда, сотрудник  детской библиотеки,  общественный деятель и просветитель, хранитель традиций чувашей Красноармейского района и обрядов чувашского народа.

  

Начала она выступление со знакомства с обрядами и праздниками древних чувашей. Рассказала малышам, что в прошлом все праздники чувашей были тесно связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю.

Еще на контрольном пункте юные исследователи древности узнали: Каким же был быт древних чуваш? Праздновали ли раньше Новый год или были другие традиционные праздники? Какие

модные тенденции в одежде существовали 300 лет назад? И многое  интересное…

Все участники Маршрута получили домашнее задание контрольного пункта «Машина времени» узнать,  у родных бабушек и дедушек,  о своих семейных, родовых обрядах и традициях, которые сплачивают семью и делают её счастливой. (Это семейные праздники, национальная кухня, вышивка, чувашские ремесла, любимые игры, затеи...)

 

В жизни каждой семьи необыкновенное место занимаю ее собственные и только ей присущие традиции, и каждая семья может создать для себя свой неповторимый стиль праздников и обычаев.

У каждой семьи должны быть свои традиции, так как именно они объединяют родных людей. 

СПРАВКА. Цикл обрядности начинался с зимнего праздника и спрашивания хорошего приплода скота - сурхури (овечий дух), приуроченного ко времени зимнего солнцеворота. Во время празднества дети и молодежь группами обходили подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота, пели песни с заклинаниями, Хозяева же одаривали их кушаньями.

Потом наступал праздник почитания солнца çăварни (масленица), когда пекли блины, устраивали катания на лошадях вокруг селения по солнцу. В завершение масленичной недели сжигали чучело «старухи çăварни» (çăварни карчăкĕ).

На весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам мăнкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калăм кун и завершался сĕрен или вирĕм - обрядом изгнания зимы, злых духов и болезней. Молодежь ходила группами по деревне с рябиновыми прутьями и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь, одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «сĕрен!». Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами.

В конце XIX в. эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.