Первое, о чем большинство родителей спрашивают детей, вернувшихся из школы: «Чем вас сегодня кормили? Ты поел?» — вовсе не из любопытства. Потому что если подростки могут вполне самостоятельно «добыть» себе пищу из холодильника, то с младшеклассниками приходится держать ухо востро: они могут забыть, что пропустили обед и не понимать, отчего плохо себя чувствуют. В зависимости от ответа родителю надо либо бежать на кухню и срочно кормить уставшего школяра, либо выдохнуть и заниматься до обеда-ужина своими делами.
Несмотря на то, что уже действуют новые СанПиНы, которые требуют обеспечивать здоровой пищей учащихся, находящихся в школе шесть и более часов, два раза, интерес к школьным завтракам и обедам не падает.
Казалось бы, все просто — пища должна быть горячей и полезной, ее состав должен быть выдержан по набору белков, жиров и углеводов. Но проблема в нюансах. Одни категорически не едят супы, другие не переносят каши, третьи кривятся при виде салатов. И остро встает вопрос: какие блюда можно приготовить сразу для нескольких сотен ребятишек, чтобы они их съели и набрали необходимые им нутриенты, чтобы продукты не отправились в мусорное ведро?
Разговариваем с заведующей производством Алевтиной Талановой в школе № 18 во время обеда третьеклассников. Ребятня лихо уплетает овсянку, а Алевтина Порфирьевна рассказывает о своих наблюдениях. Оказывается, все школьники поголовно любят гороховый суп и куриный суп с вермишелью, а вот борщ и щи, как правило, остаются в половине тарелок. Без исключения всем нравится картофельное пюре, котлеты, а рыба с овощами не вызывает у них восторга.
Как рассказал журналистам начальник Управления образования столицы Чувашской Республики Дмитрий Захаров, все школы города уже перешли на новый формат. Отказ от колбасных изделий компенсировали куриным мясом. Разработали новые блюда: плов и гуляш из курицы, куриные кнели. И очень важный шаг — включили в меню творожную запеканку. Далеко не в каждой семье ее готовят, а ведь нужно выдержать баланс минералов и прочих необходимых веществ для растущего организма ребенка.
Кроме того, по его словам, в школах используется йодированная соль, чтобы восполнить дефицит йода, который наблюдается в нашем регионе. Если у ребенка проблемы со здоровьем и он нуждается в особом питании, то нужно принести справку от врача, чтобы повара могли рассмотреть возможность заменить ему общие блюда на индивидуальные. Еще в столовой собираются поставить микроволновки — если ребенку необходимо лечебное питание, он мог бы принести его из дома и здесь разогреть.
За качеством питания следят сразу несколько ведомств, кроме школьной бракеражной комиссии, родительского комитета и руководства учебного заведения. А еще появились ученические патрули, которые приходят в пищеблок, где их знакомят с технологией приготовления блюд, показывают, как соблюдаются санитарные нормы. Это позволяет заинтересовать ребят технологическим процессом, культивирует в них приверженность здоровому питанию.