Головные уборы и украшения.
Сурпан —
чувашский женский длинный полотенцеобразный убор из тонкого холста или
ткани с украшенными тканым, вышитым орнаментом концами, обшитыми тесьмой и
кружевом. Сурпаны носили замужние женщины, которые полностью закрывали голову,
шею, а украшенные концовки спускали на спину. Считалось, если женщина выйдет
«простоволосой» в сени, злой дух может схватить ее за косы и утащить наверх.
Масмак –
чувашская женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней и узорами.
Откуда произошло это название? По чувашской легенде девочка по имени
Масмак, увидев радугу после дождя, вышила на холсте красными, синими, желтыми,
зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу. С этого дня
головную вышитую повязку стали в народе называть «масмак».
Единый ансамбль с нарядными
головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов и раковин каури. Они имели знаковое, функциональное и эстетическое значение, различаясь на
женские и девичьи, а по расположению на фигуре — на головные, шейные,
наплечные, нагрудные, поясные.
Верхняя одежда и обувь
В качестве демисезонной одежды использовались халаты пустав, кафтаны сăхман, зимней — приталенные шубы кĕрĕк,
для дальних поездок надевали длинные объемные тулупы из овчины или прямоспинные суконные чапан. Мужские головные уборы не отличались многообразием: бытовали суконные
шляпы с полями, меховые шапки çĕлĕк.
Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными
суконными онучами, а низовые - с белыми шерстяными или суконными
чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или
башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века
стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью
служили белые, серые и черные валенки.
Как у большинства народов Поволжья,
детская одежда была подобна взрослой, но не имела богатой орнаментации и
знаковых украшений.