ЧУВАШСКИЙ ДОМ ВНУТРИ
Ученые прошлых столетий отмечали, что все дома чувашей, и победнее и
побогаче, были очень похожи. Это происходило и потому, что, по древним
традициям, внутреннее устройство чувашского дома напоминало собой устройство
всего мира.
Интерьер дома. В интерьере чувашского дома не было
ничего лишнего, только самое необходимое для работы и отдыха, особенно в зимнее
время.
Вход в чувашский дом всегда устанавливался на восток. Это было необходимо,
так как во время молений чуваши всегда обращались в сторону солнца.
Справа от входа (реже слева) стояла печь, в противоположном углу по
диагонали – стол.
Каждый угол имел свое название, и таким образом внутреннее пространство
дома делилось на 4части – кереке, тепел, алак кукри (дверной угол), камака
кукри (печной угол). Тепел могли отделять занавесом (чаршав).
В центре, в углу печи, устанавливали особый столб – улча юпи
(улчепи) .К нему и к противоположным
стенам высоко под потолком прикрепляли две плоские перекладины (лаптак
кашта). На них хранили всякие мелкие вещи, клали хлеб,
вешали одежду.
Мебель (сетел-пукан) изготавливалась
из древесины и украшалась резьбой. Самым необходимым и универсальным предметом
мебели были нары (сак). Их изготавливали врубали в стены сразу после
строительства дома. Чувашские нары шириной около 1,5 метра были очень удобны и
для работы, и для отдыха. На них, постелив подушки (ситар, минтер),
перины или тюфяки(тюшек), спали всей семьей. Под нарами хранили всякую
утварь.В холодное время маленьких детей не спускали на пол, и они целый день
играли на широких нарах.
Под нарами в (тепели) был вход в подпол. Чтобы туда
спуститься, верхнюю часть нар поднимали.
В древности у чувашей, как и у других народов Поволжья, стол (сетел) был
не выше нар и использовался в особых торжественных случаях, например, во время
молений и праздников. Это подтверждается особым отношением чувашей к
столу. На него нельзя садиться, стучать по нему, класть грязные вещи.
К остальным предметам мебели можно отнести разные скамейки (сак,
тенкел), полки (сулек, сентре),сундуки(арча, сунтах), кровать(путмар), стулья
(пукан, тенкел).
Во время праздников дом украшали: нары накрывали войлоками, для сидения
расстилали подушки, стол накрывали вышитой скатертью (елме).
Печь. Самым большим и
важным предметом интерьера дома
была печь (камака).
Как и у
всех народов Поволжья, печи могли
быть двух видов: «белые» и «черные».
У «белой» печи была труба, и через нее дым выходил наружу.
У «черной» печи такой трубы не было, и дым попадал в помещение.
От него потолок и верхняя
часть стен покрывались копотью, становились черного
цвета. Во время топки «черной» печи открывали специальные (волоковые) окошки (тене)
около двери и печи, через них выходил дым.
Для сооружения «черной» глинобитной печи возводили сруб, на него
накладывали слой глины и ставили половинку деревянного дуплистого обрубка.
Сверху набивали глину и камни. После просушки разводили огонь, и дупло сгорало,
одновременно обжигая свод печи.
«Белую» печь клали из кирпичей, обмазывали глиной и белили.
Самыми лучшими дровами были дубовые и березовые. Они дольше сохраняли
тепло, от них не было опасных для деревянного дома искр.