История чувашского ткачества
Возникновение и развитие чувашского народного
ткачества.
Традиционные этапы
чувашского народного ткачества:
1. Производство сырья и его первичная
обработка. Уборка и первичная сортировка и обработка льна и конопли.
Оборудование, используемое при первичной обработке льна и конопли (мялка),
ступа с пестом, щетка. Оборудование для первичной обработки льна и конопли
2. Изготовление и
обработка пряжи:
а) чесание и сортировка
волокон по качеству;
б) прядение на прялке или
на гребне веретеном и на самопрялке, т. е. получение нитей;
в) крашение нити с
помощью растительных красителей.
3. Оборудование для
прядения волокна
4. Подготовка нити основы
для ткачества. Заправка ткацкого стана. Ткачество на ткацком стане.
Ткацкий станок
Устройство ткацкого стана
(рис.6): корпус, навой (хивсе) (2), холст (пир) (4), подножки (ура пусси) (11),
нитченки (кёре) (5), деревянные блоки (шалтарма) (7), бердо (хё(?) (8), челнок
(аса). Заправка ткацкого стана (четные нити основы в одну нитчинку, нечетные
нити основы в другую нитченку).
Издревле чувашские женщины занимались изготовлением
холста. Из него шили одежду и предметы домашнего обихода различного характера.
… Чувашское народное ткачество в основе своей аналогично видам ткачества других
народов Поволжья. Чувашские мастерицы ткали тонкое, толстое и онучное сукно
белого, серого и светло-серого цветов. Льняной и посконный холст тоже был
разных сортов: тонкий, сурбанный ровный, портяночный, редкий – для подкладки и
т.д. Ткали также шерстяные кушаки, опояски и пояса разных цветов. В конце XVIII
века среди низовых чувашей распространились изготовление пестряди – полосатых и
клетчатых тканей.
В «Материалах для этнографии
России» (1870) известный этнограф Александр
Риттих отметил: «[Женщины] отлично вышивают самые разнообразные чувашские узоры
на рубашках шелком и шерстью и ткут весьма крепкого качества полотно и холст из
льна и конопли высшего достоинства, чем местное русское, по своей прочности и
плотности».
Профессор Н. В. Никольский в монографии «Краткий курс этнографии чуваш» (1928) одним из первых знакомит читателя с приёмами обработки
волокна, прядения, изготовления основы ткани, с ткацким оборудованием и др.
В книге-альбоме «Чувашское узорное ткачество» народная мастерица, педагог Валентина Минеева подробно
рассказывает о чувашских тканях, методах и приёмах домашнего ткачества, в том
числе и о ткацких устройствах:
«В прошлом веке
чуваши пользовались двумя видами ткацких устройств. Одно из них так называемое
«пир вырӑнӗ», в буквальном переводе – «место для тканья». Это название так
прижилось, что во многих районах республики им же обозначают и ткацкие станки.
«Пир вырӑнӗ» в селах Аликовского района получило название «чӑваш вырӑнӗ», а
станок – «майра вырӑнӗ». «Чӑваш вырӑнӗ» станком не назовешь, его нельзя
переставлять с места на место, оно связано с полом, потолком и нарами. С
потолка спускаются две веревки — «кантра», к ним прикрепляются блоки –
«шӑлтӑрма»; на блоках – пара нитченок (ремизки) – «кӗрӗ»; сзади в пол вбит «пир
юпи»; два толстых бруска с выемками для пришвы – «чавса», прикрепленные к
скамье; пришва или товарный валик — «пир хивси», на нее натянут холст — «пир»;
за ремизками в нитях основы виден ценовой прутик — «пир хӑййи»; к ремизкам
прикреплялись две подножки – «ура пусси»; перед ремизками бердо – «пир хӗҫҫи».
И женщина ткала всю жизнь в том углу черной избы. На этом устройстве она могла
создавать все, начиная от грубых тканей до подлинных шедевров.
Ткацкий станок –
«пир станӗ» стоит на полу. Это большая устойчивая прямоугольная клетка. По
углам четыре толстых бруска — «тӑратнисем», они соединены друг с другом
горизонтальными брусками – «кашта». Передние бруски короче задних, в их выемки
вкладывается пришва – «пир хивси». Натяжение холста осуществляет притужальник –
«пӑрт патакки». От задних брусков вперед протянуты две палки, на которых лежит
поперечина для подвешивания блоков – «шӑлтӑрма». На блоках – пара ремизок –
«кӗрӗ», к ним при креплены подножки – «ура пусси». Перед ремизками установлено
бердо – «пир хӗҫҫи». На перекладину в конце станка вставлен небольшой брусок –
«вӑта пӑта», на него надевают петли основы ткани. Берда, ремизки, челноки –
рабочие органы ткацкого станка. Ремизки поднимают и опускают нити основы,
образуя зев. Их могла связать любая хозяйка, связать для любого вида ткани в
соответствии с количеством нитей в их основах. Вязали из конопляных кручёных
ниток – «ҫӗлен ҫип», на специальной доске – «кӗрӗ хӑми».