Музыкальные инструменты чувашей

Барабан (Параппан)



Барабан (параппан) – ударный мембранный

народный музыкальный инструмент.


В глубокой древности

он использовался во время ритуальных праздников и как сигнальный инструмент.

Параппан нередко включался в ансамбль в сочетании шăпăр, сăрнай и другими

инструментами. Ни одно свадебное действо не обходилось без использования

нескольких параппанов. Для игры на нем использовались колотушки, называемые

«токмак». Перед игрой, для настраивания, кожу барабана обрызгивали пивом.


При его изготовлении на

открытые края выдолбленные деревянные корпуса в форме цилиндра (высотой 20–25

см, диаметром 40–50 см) с обеих сторон натягивается собачья, баранья или

лошадиная кожа. При игре вешается на верёвке через плечо, используются

колотушки тукмак кеглевидной формы, левой, более короткой, колотушкой

отбиваются мелкие ритмические доли. Звучание параппана глухое, сильное, в то же

время мягкое, нерезкое.


Волынка  (сӑрнай) (от персидского

сур – пир, свадьба, най – флейта) – старинный чувашский духовой язычковый музыкальный

инструмент, одна из двух разновидностей (наряду с шăпăр) волынки. В середине 19

в., по данным С. М. Михайлова, сăрнай сохранился только у низовых чувашей. В

печати отмечено также первое появление исполнителя на сăрнае в Чебоксарах

(1929).


Воздушный резервуар

волынки изготавливали из цельной шкурки козленка, теленка, поросенка,

жеребенка, в длину он мог достигать 180 см. В отверстия шкуры вставлялись

трубки из дерева, выполнявшие разные функции: боковая – для вдувания воздуха,

две другие звучали в интервал квинты и одна для исполнения мелодий, с семью

отверстиями. На этом инструменте можно было исполнить трехголосные наигрыши.


 


Волынка-пузырь (Шӑпӑр)



Шăпăр (волынка-пузырь) – чувашский

духовой язычковый музыкальный инструмент.  Одна из двух разновидностей

волынки (наряду с сӑрнай), бытующих у чувашей. Инструмент состоит из бычьего

пузыря и нескольких металлических трубок. На нижний конец этих трубок одет

коровий рог и при игре пузырь сжимается локтями рук. На этом инструменте играли

только мужчины.


Значение инструмента, судя по описаниям

из литературы XIX века, было очень велико. Он употреблялся в различных

обрядах – в обряде изгнания бесов, обряде «вирми», на поминках и

других. Большую роль играл «пузырь» на свадьбах, где его звуки иногда

сопровождали выход невесты, встречу свадебного поезда и, в особенности, пляски.

Иногда происходили соревнования двух пузырников, победившим считался тот, кто

играл без перерыва в течение более долгого срока.


Глиняная свистулька (Тăм шăхличĕ)



Глиняная свистулька (Тăм шăхличĕ) – один

из народных чувашских духовых свистящих музыкальных инструментов. Это сделанный

из обожженной глины духовой инструмент в форме животных или птиц. Размеры

инструмента различны: от 5 до 10 см. По обе стороны корпуса расположены два

игровых отверстия. последнем случае образуются трёхступенные звукоряды:

си-бемоль-ре-фа; ре-ми-соль; ля-до-ре и т.п. (все во 2-й–3-й октавах).

Используется как детская игрушка. В фольклорных ансамблях иногда встречается

тăм шăхличĕ увеличенного размера (до 90–95 мм) с двумя парами отверстий,

на котором можно исполнять более развитые мелодии.


Гусли (Кĕсле)


Гусли (кĕсле) – старинный чувашский

струнный щипковый музыкальный инструмент. Гусли шлемовидные или трапециевидные,

разновидность цитры или так называемого псалтериума. Существенно отличается от

крыловидных гуслей с веерным расположением струн (так называемых звончатых,

распространённых на русском Севере и у финских народов) как по устройству, так

и по приёмам игры. Аналогичные кĕсле инструменты известны в быту народов Поволжья

(татарский госле, марийский кясле, удмуртский крезь). Вопрос о происхождении

этого весьма совершенного инструмента у народов Поволжья спорный. В 14 в.

псалтериум употреблялся в музыкальном быту русским духовенством и скоморохами,

но вышел из употребления в 17 в. в связи с гонениями на последних. Из летописи

16 в. известно, что своеобразные гусли бытовали и в Казанском ханстве.

Выдвигаются гипотезы о путях проникновения горизонтальных щипковых инструментов

в Европу через посредство протоболгарских племён. Предшественник нынешних кĕсле

мог быть заимствован хуннами у китайцев (имеющих два вида подобного инструмента

– шэ (тче), а также цинь). Непосредственно у чувашей кĕсле известен по

источникам с 18 в., активно бытовал до 20 в., звучал в обрядах погребения и

поминок, застольях, на посиделках, свадьбах и т.д.


С 1990-х гг.

организовано обучение игре на кĕсле в Чебоксарской детской музыкальной школе

им. В. А. и Д. С. Ходяшевых, создан ансамбль (руководитель М. В. Гусева),

издано учебное пособие.


Современный кĕсле

имеет корпус большого объёма (глубина не менее 10–15 см, в отдельных

экземплярах более 20 см). Изготавливается из ели (верхняя дека),

клёна и других пород дерева. Обечайки (боковые стенки) имеют сложно изогнутую

форму с коническим сужением книзу. Длина верхней деки 130–135 см, ширина

60–65 см. Планки для крепления колков из вяза. На колки натягивается от 15

до 25–30 (в отдельных образцах до 35 и более) параллельно расположенных

металлических (в прошлом кишечных) струн. Настройка обычно диатоническая, возможны

и хроматические звуки. Звук кĕсле негромкий, отличается, благодаря объёму

резонатора, тембровым богатством. Играют на кĕсле мужчины и женщины, сидя,

положив инструмент на колени или подставку, упирая овальной стороной в грудь.

Звук извлекается щипком одним или несколькими пальцами обеих рук: правая ведёт

мелодию в высоком или сред. регистре, левая – аккомпанемент в низком и части

среднего регистра.


 


Зубчатая трещотка (Ҫатӑрка)


Зубчатая трещотка (Ҫатӑрка (варианты

названий – ҫатӑркан, ҫатӑрма, ҫатӑрмак, чатӑр, шалтӑркка)) – один из народных

чувашских самозвучащих инструментов. Звук (щёлканье закреплённой в корпусе

деревянной пластинки) производился вращением корпуса вокруг рукоятки с зубцами.

Ҫатӑрка употреблялась в очистительном обряде сĕрен, изготовлялась накануне и после его проведения

сжигалась. Различные типы ҫатӑрка могли использоваться для сопровождения

танцев, игры на других инструментах и как детская игрушка.


 


Колокольчик (Шӑнкӑрав)


Шӑнкӑрав (колокольчик) – чувашский

ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Названия получены от

звукоподражаний. Использовался в конской упряжи, подвешивался на шею свободно

пасущихся домашних животных.


 


Свирель (Шăхлич)


Свирель (шăхлич) – один их духовых чувашских

народных музыкальных инструментов. Это продольная флейта из твердой древесины,

один из самых распространенных чувашских народных музыкальных инструментов. Об

этом инструменте упоминает К. Иванов в поэме «Нарспи». Материал, из которого

изготавливается шăхлич – липовая кора, клен, камышевый тростник, жесть. Играла

на нем преимущественно молодежь (мужчины) в весеннюю и летнюю пору. Чаще всего

можно было услышать игру на нем по окончании весеннего сева и в период

сенокоса.


Мелодии, исполняемые

на инструменте, преимущественно лирического или танцевального происхождения,

песенные мелодии исполняются редко. Каждый исполнитель обычно сочиняет мелодии

сам.


Струнный смычковый музыкальный инструмент (Сĕрме купăс)


Струнный смычковый музыкальный

инструмент (Сĕрме купăс (купăс, хăма купăс)) – старинный чувашский струнный

смычковый музыкальный инструмент. Архаический прототип – трёхструнный с

долблёным корпусом – не сохранился (реконструирован В.С. Черновым, им же

выявлены традиционные названия частей сĕрме купăс), в современ. языке –

четырёхструнная скрипка.


Части сĕрме купăс:

смычок (сĕркĕч), обечайка (кăшкар), пуговица для прикрепления струнодержателя

(хутав), струнодержатель (тăха), резонаторные прорези (янăрав шăтăкĕ),

подставка (лаши), струна (хĕлĕх), верх. дека (купăс пичĕ), гриф (мăйĕ), колок

(пăта), головка грифа (купăс пуçĕ). Строй открытых струн сĕрме купăс квинтовый,

у низовых чувашей встречалась настройка двух нижних струн в кварту. Имелось два

способа держать сĕрме купăс при игре: вертикально, опирая на левое колено, или

горизонтально, прижимая к левому плечу.


Инструмент традиционно звучал на

праздниках, свадьбах, похоронах, поминках, сольно и в ансамблях. В мифологии

создание сĕрме купăс связывается с главным Божеством Турă;

использование серы (канифоли) для натирания смычка – с Шуйттаном,

он представлялся духом, носящимся в вихре, играя на сĕрме купăс. В этом скрыто

двойственное отношение к звукам сĕрме купăс, которым приписывалась магическая

сила. В пантеоне духов существовал также специализированный йĕрĕх,

покровительствующий скрипке.


Источники: